Мы храним в сердце истории о Даниле-мастере и о Хозяйке Медной Горы, и с самых ранних лет удивляемся магии камней, скрытых от нас в неизведанных глубинах. Мы вырастаем, многих из нас перестают увлекать секреты уральских минералов. Но есть люди, которые посвящают этому свою жизнь. Алексей Туев – эксперт-геммолог, минералог, ювелир, специализация которого изготовление этнических украшений различных мировых культур. Алексей скрупулёзно подходит к каждой работе, дотошно изучает каждый символ и может рассказать о каждом из них. Мы встретились с ним, чтобы поговорить о том, как может любовь к минералам сочетаться с интересом к истории, имеют ли силу в современной действительности те символы, которые были созданы несколько тысячелетий назад и как можно лечиться без лекарств.

- Как у вас возникла мысль заняться минералогией?

- У меня это всё началось с детства, лет с пяти. У каждого, кто увлекается чем-то, есть знаковое событие. Кто-то нашёл какой-то камушек, кто-то что-то увидел, кому-то подарили что-то. Со мной произошло так. Я гулял в парке имени Гагарина и в карьере нашёл свой первый камень – гранит, похожий на яйцо. Он, действительно, чем-то напоминал окаменелое яйцо динозавра. И с этого началось. Началась, как называем это мы, люди, увлечённые камнем, «каменная болезнь». Я занимался поиском камней (ездил с кружком, с родителями, которые меня поддерживали и поддерживают, набирался опыта у знакомых коллег), читал и приобретал литературу, ездил на копи, месторождения, по привязкам из книг, по совету и подсказкам коллег собирал и собираю собственную коллекцию, в которой есть образцы не только наши, уральские, но и со всего мира. Постепенно я втянулся, из хобби появился профессиональный интерес. Это и определило мой жизненный путь.

- Вы часто ездите на поиски камней. Расскажите, как это происходит?

- Несмотря на то, что наша земля, казалось бы, уже давно истоптана, геологи продолжают её изучать, уточняют карты районов, вносят какие-то коррективы в уже известные данные. Ориентируясь на такие знания, мы и едем «на охоту». Но, честно скажу, уникальные находки чаще всего случайны. Их может найти даже человек, далекий от геологии и минералогии. Шёл, пнул, поднял. Это утрировано, но так и есть. Весь Урал и Челябинская область уникальны тем, что здесь несколько тысяч разновидностей минералов. Концентрация огромная. И юг области – это одно из лучших направлений. Там есть так называемая русская Бразилия, где находят месторождения разных минералов буквально на одном участке. По сути это Мекка уральских любителей минералогии. Там проходят практику студенты, школьники – все, кому интересно. Конечно, сейчас я уже знаю, куда и зачем ехать. Я приезжаю на нужное мне место и занимаюсь «каменной охотой», уже не просто ради личного удовольствия, но уже и ради науки. Я являюсь аспирантом Института геологии и геохимии имени Заварицкого Российской Академии наук и занимаюсь научной работой.

- Есть ли среди ваших находок что-то, что особенно дорого?

- Область моих интересов – это макромир, включения в камнях и минералах. Например, кристалл кварца, а в нём прорастает пирит. Все они по-разному сочетаются. Иногда это весьма замысловатые сплетения. Для меня самая большая находка – кварц-волосатик. Это когда минерал рутил прорастает сквозь кристаллы кварца сноповидными пучками и получаются так называемые волосы Венеры. Эта находка очень мне дорога ещё и потому, что была одной из первых моих серьёзных находок.

- Как же связана любовь к минералам с изготовлением этнических украшений?

- Этнические украшения соотносятся с областью моих интересов. Ведь мне интересны не только камни, но и археология, история, наши корни. Я бы хотел возродить ювелирные приёмы, которые были в те времена, ювелирные ремесленные техники, которые существовали на Южном Урале. Я много читаю, изучаю, нахожу, сверяю полученные данные с действительностью. И потихоньку пришёл к тому, что во многих культурах и этносах есть знаки и символы, схожие между собой, но имеющие разное значение. Например, символ славянский коловрат, очень модный сейчас, кстати, благодаря неоязычникам, имеет и индийские корни. Потом он оказался у нас, как и почему – мы не знаем доподлинно. Я считаю, что в процессе изготовления вещей мы должны нашим заказчикам давать полную информацию, что это такое, что это значит. И чем больше мы туда погружаемся, тем больше нового узнаём сами, ибо создавая, изучаешь саму историю того или иного символа.

- Эти украшения стилизованы под старину или имеют какие-то прототипы?

- Мы часто делаем реконструкцию. Например, у нас есть копия кольца из музея Исландии. Это было кольцо знатного воина, его сфотографировали, и мы сделали реплику.

- Не опасно ли увлечение такими символами? Ведь наши предки вкладывали в них различный сакральный смысл.

- Моё мнение таково: если ты в это веришь, символ будет помогать. Если думаешь, что это во вред, символ будет вредить. Я считаю, что символ – это просто знак. И значение ему придают люди. Те же руны – изначально это просто алфавит. Но каждый символ по отдельности, по убеждениям и традициям имеет какое-то особое значение. И определённое написание символов даёт защиту, помогает в чём-то.

- А вы ни разу не ощущали на себе силу таких магических вещей?

- У меня был в практике пример. Обратилась ко мне девушка, сказала, что она потомственная ведьма. Попросила сделать кулон по её чертежам. И я должен был два дня до этого соблюдать весь ритуал, вплоть до работы на растущую луну. Я, конечно же, сделал всё, как она сказала, – мне это было интересно, и я в это верю. И как любой мастер, который делает даже самую обычную вещь, я вкладываю свою душу в каждое изделие. Может быть, потому что я поверил, что она ведьма, или почему-то ещё, после изготовления кулона я ужасно устал. Все суставы, всё тело болело, как будто работал неделю, хотя трудился всего лишь день.

- А есть ли магия у камня?

- Как человек увлекающийся, я в это верю. Но что такое магия камня? Как и всё на земле, всё по-своему живое. Но где-то мы видим жизнь, а где-то нет. Любой камень - это совокупность химических элементов. И человек – тоже совокупность химических элементов. И можно предположить, что, если человек начинает заболевать и станет прикладывать к себе различные камни, он найдёт тот, который будет выделять те элементы, которых человеку в данной ситуации не хватает. Конечно, ничего подобного в официальной науке нет и в ближайшее время не появится, потому что очень много скептицизма и непроверенных данных. Однако история знает несколько реальных примеров, причём, объяснимых с научной точки зрения, когда камни «работали». Например, сердоликотерапия. Есть такой камень – сердолик. Во времена Второй мировой войны его использовали как антисептик. При нагревании его природное «излучение» помогало уменьшать раны и снимать с них воспаление. Это было взято из старины. Что это? Наука или магия? Решайте сами. Лично я в магию камня верю. Как уже говорил, иногда я езжу на месторождения. Приезжаю и ничего найти не могу. Ищу, рою, бью шурфы - тщетно. А потом сажусь отдохнуть, кладу руку – и тут раз, обо что-то поцарапался. Смотрю, в руке – нужный камень. Как он здесь оказался? Загадка.

По материалам источника: http://www.zvu-74.ru/articles/interesnoe/01335