В зависимости от общей площади помещения составляется конкретная планировка цеха или мастерской. Производственное помещение должно быть просторным и светлым. Наряду с естественным освещением в производственном помещении должно быть соответствующее нормам искусственное освещение.
Для поддержания в летнее время нормальной комнатной температуры рекомендуется в производственных помещениях устанавливать кондиционеры. Особое внимание необходимо обращать на покрытие пола. Полы с деревянным покрытием применять в ювелирных цехах или мастерских не рекомендуется, так как опилки драгоценных металлов втаптываются в него, и извлечь их практически невозможно.
По этой же причине нежелательно и покрытие пола линолеумом. Лучше использовать цементные полы или покрытые керамическими (силикатными) плитами.
Приступая к выполнению ювелирных работ, необходимо предусмотреть все необходимые меры для обеспечения безопасных условий труда. Такие процессы, как плавка, литье, шлифовка, полировка, рекомендуется проводить в отдельных помещениях (или хотя бы разделить одно помещение на «чистое» и «грязное»), чтобы в общем производственном помещении не загрязнять воздух вредными парами и пылью.
Как основные производственные помещения, так и специальные отделения должны быть оборудованы приточно-вытяжной вентиляцией. Повышенные меры предосторожности необходимо соблюдать при работе с пламенными горелками и химическими веществами.
Для единичного производства особое значение имеет организация рабочего места ювелира, так как ему в процессе работы приходится выполнять различные технологические операции (плавка, сверление, фрезеровка, опиливание, пайка, шлифовка и др.).
Это в свою очередь требует универсального рабочего места, в состав которого входит верстак, оснащенный необходимыми приспособлениями и инструментом, а также стул или табуретка винтового типа, либо ортопедический стул ювелира (выбора сейчас очень много и чем правильнее стул, тем лучше осанка, а следовательно, и ваше здоровье).
Верстак представляет собой сварную металлическую конструкцию (либо верстак, сделанный из твердых и плотных пород дерева), покрытую столешницей.
Рекомендуемый размер столешницы (ГОСты СССР) 1100X700 мм, высота верстака 900 мм. Столешница должна быть покрыта термостойким листовым пластиком или нержавеющей сталью и иметь гладкую поверхность.
Хотя, размеры рабочего верстака и пространства всегда индивидуальный и варьируются.
Также, есть один интересный момент - для снижения утомляемости рабочего верстак окрашивается в светлый тон. Перед сидящим рабочим в столешнице делается полукруглый вырез радиусом 300 мм. Контур столешницы обшивается листовой сталью (либо можно пластиком), при этом для опилок драгоценных металлов предусматривается небольшой бортик, который желателен в принципе на любом верстаке.
В центре полукруглого выреза на специальных направляющих к торцу столешницы крепится выдвижной деревянный выступ - финагель, который служит упором для изделия в период его обработки.
Для сбора отходов (стружки, опилок) на высоте 400-500 мм на направляющих монтируется выдвижной поддон (шоствиль), который изготовляется из нержавеющей стали, а при ее отсутствии - из дерева.
С правой стороны верстака (либо слева для левшей), располагается тумба с ящиками для хранения инструмента. Ящики рекомендуется изготовлять из дерева с соответствующими внутренними перегородками во избежание соприкосновения инструмента и предохранения его от повреждений.
Для обеспечения хорошей освещенности верстака на тыльной стороне его крепится или на дальней стороне столешницы 1 устанавливается лампа местного освещения(а лучше несколько) (обеспечивающая достаточно хорошую освещенность (желательно в 1000 лк). Для этого может быть использована как лампа накаливания, так и люминесцентная, а еще лучше диодная с мягким «теплым» светом.
Рекомендуются лампы на гибкой пружинной стойке, чтобы была возможность изменять направление светового потока. Также можно сделать освещение диодными лентами внутри шоствиля и внутри ящиков (Это требует вложений, но окупается удобством и эргономичностью).
Есть одно негласное правило – много света в мастерской не бывает!